Продажи эстонских розничных торговцев активно идут в гору, хотя промышленное производство остается на спаде уже три месяца подряд. Та же картина наблюдается и в экономике многих других стран.
Розничная торговля процветает, промышленность чахнет
Опубликованные на уходящей неделе свежие показатели промышленного производства и объемов продаж розничной торговли явно демонстрируют, в сколь различных направлениях дует ветер для предпринимателей этих двух сфер деятельности. Начнем с плохих новостей: промышленное производство уменьшилось в августе в годовом сравнении на 2,5%. Как одиночное событие это не удостоилось бы даже упоминания, но уменьшение объемов производства наблюдалось уже третий месяц. При этом розничная торговля вовсе не жалуется на хилый спрос. Даже если вычесть влияние инфляции, объем продаж в розничной торговле вырос в августе на 4%, и хорошие результаты наблюдались в течение всего предыдущего года.
Подобное противоречие хорошо заметно в тренде, охватившем не только остальную Европу, но и мир в глобальном смысле: торговля и обслуживание процветают, а проблемы в промышленности, кажется, лишь углубляются. И если розничная торговля стран еврозоны за лето выросла в постоянных ценах в среднем на 2%, то промышленная продукция, напротив, снизилась на 2%. Но почему же? И что это за товары, которые все больше продаются в магазинах, но при этом все меньше производятся на заводах? Наплыв необъяснимой неуверенности, похоже, охватил прежде всего предпринимателей, вынуждая их откладывать запланированные инвестиции. В качестве более широкого нарратива связывают это с эпохой торговых войн, в которой защитные тарифы США, угрожающие Китаю, вот-вот коснутся и Европы. В то же время все это кажется чрезмерным даже для того, чтобы свалить всю вину на Трампа. В любом случае консервативная осторожность одного предприятия влияет на десять следующих, что в глобальной системе тесных экономических отношений подводит все более значительную часть промышленности. Так, объем производства капитальных товаров еврозоны достиг спада уже в 3–4%. А рост производства потребительских товаров, достигающих обычного потребителя, при продаже из рук в руки по-прежнему держится в среднем темпе 2%.
Промышленное производство снижается из-за производства энергии
Снова возвращаясь к Эстонии, крупнейшим тормозом роста промышленного производства в этом году была не глобальная торговая война, а резкий спад сланцевого энергопроизводства. По сравнению с 2018 годом, объем производства сектора энергетики, т. е. в основном производства электроэнергии — уменьшился вполовину. В то же время, в обрабатывающей промышленности большую часть года был заметен довольно-таки неплохой рост. По данным, скорректированным с учетом количества рабочих дней, производство обрабатывающей промышленности в августе выросло в годовом сравнении почти на 4%. Аналогичной была ситуация и в июле: под влиянием сектора энергетики промышленное производство упало более чем на 5%, тогда как обрабатывающая промышленность смогла вырастить свои объемы.
Значит ли это, что местная обрабатывающая промышленность смогла пойти вразрез с глобальными трендами? Скорее все же нет. А именно, тенденция роста в объемах производства держалась, прежде всего, благодаря масштабам производства электроники. Среди крупных отраслей в нынешнем году ситуация сохраняется хорошей и в пищевой промышленности. Об успехе же других крупных секторов говорить сложно; скорее, во многих отраслях виден переход к тенденции снижения. Помимо проблем в мировой торговле, недовольство многих промышленных предприятий вызвано упадком в секторе недвижимости в Северных странах. К примеру, за летние месяцы существенно снизились производство изделий из древесины и производство деревянной мебели.
Розничная торговля активно растет
Поднявшаяся в розничной торговле волна держит на плаву все корабли. С учетом инфляции индекс объемов торговых предприятий за летние месяцы в среднем увеличивался в 4-процентном темпе, а доход по продажам в пересчете на евро составил приятные 5,4%. Почти половину этого подъема дал рост оборота супермаркетов, но люди также весьма активно приобретали летом новую технику, строительные товары и т. п. В отличие от промышленных предприятий, у предприятий розничной торговли также по-прежнему сохраняется сильное чувство экономической уверенности, показывающее оптимизм в отношении ближайшего будущего. А почему бы и нет! — ведь столь же оптимистично, судя по индексу потребительской уверенности, настроены и их клиенты.
Несмотря на это, сейчас пока нельзя говорить о том, что люди излишне осмелели в своих покупательских решениях и начали сорить деньгами. При 5-процентном росте оборота предприятий розничной торговли следует учитывать, что средняя брутто-зарплата выросла в этом году более чем на 7%. Такая же картина наблюдается и в банковском деле: суммы сбережений на частных банковских счетах выросли за год почти на 10%, тогда как рост кредитного портфеля не превышает 7%. Поэтому коэффициент сбережения эстонцев, очевидно, превышает и средний показатель по Евросоюзу за этот год, что явно отличает нас и от других стран Балтии, а также от нашей же прошлой ситуации. Экономически крепкие хозяйства в свою очередь позволяют Эстонии придерживаться более стабильной линии на фоне колебаний мировой экономики.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB