В июне ОЭСР опубликовал традиционное сравнение пенсионных фондов, относящееся к 2019 году. Среди 26 отобранных стран-членов ОЭСР Литва возглавила список доходности пенсионных фондов с реальной доходностью +16,6%. В той же таблице Эстония заняла 19-е место, с годовым результатом 6,6%. Как литовцам удалось в прошлом году так значительно приумножить свои пенсионные деньги?
В июне ОЭСР опубликовал традиционное сравнение пенсионных фондов, относящееся к 2019 году. Среди 26 отобранных стран-членов ОЭСР Литва возглавила список доходности пенсионных фондов с реальной доходностью +16,6% (реальная доходность показывает, насколько доходность превысила инфляцию). В той же таблице Латвия заняла 16-е место с показателем +7,7%, а Эстония – 19-е место, с годовым результатом 6,6%. Таким образом, разница между доходностью Эстонии и Литвы составила десять процентных пунктов, что поднимает закономерный вопрос: как литовцам удалось в прошлом году так значительно приумножить свои пенсионные деньги?
Результаты пенсионных фондов и размер комиссионных не отличаются. Так в чем же разница?
Общаясь с литовскими коллегами и сравнивая результаты их фондов с эстонскими пенсионными, могу подтвердить, что фонды с аналогичным уровнем риска в Эстонии и Литве достигли в прошлом году довольно похожих результатов. Также нет различий в показателях инфляции или ставках фондов, которые могли бы объяснить существенную разницу в реальной прибыли. Таким образом, причиной разницы в доходности являются вовсе не разные возможности управляющих фондами или жадность управляющих компаний, а нечто иное.
Если углубиться в методологию, используемую ОЭСР, можно заметить, что на результат в значительной степени влияет распределение портфелей пенсионных фондов по классам активов. Поскольку предыдущий год был благоприятным для фондовых рынков, лучшей доходности достигли страны, в которых более высокая доля пенсионных денег была вложена в акции и другие более рискованные активы. В то время как около 75% пенсионных денег Литвы было инвестировано в фондовые рынки, в Эстонии соответствующий показатель составлял всего 40%. Ясно, что в годы бума инвестиции с 40%-ой долей акций не могли конкурировать с портфелем, в котором акции составляли 75%.
Уровень риска фондов в Литве зависит от возраста накапливающего к пенсии человека
Такая большая разница в долях инвестиций в акции обусловлена проведенной в Литве пенсионной реформой. Эстонская система накопительной пенсии стартовала в 2002 году весьма осторожно, и закон не позволял готовящимся к пенсии людям выбирать фонды с большей долей акций. Несмотря на то, что с годами наши законы и ограничения неоднократно смягчались, и на рынок вышли фонды с более высоким объемом акций, многие накапливающие к пенсии по-прежнему являются клиентами фондов, которые инвестируют в основном в облигации. Управляющие компании работали над тем, чтобы побудить людей пересмотреть свой выбор и выбрать подходящий фонд, но этот процесс продвигался медленно. Зато Литва решила этот вопрос в 2018-2019 годах, проведя пенсионную реформу.
Литовская пенсионная реформа изменила существующие пенсионные фонды на так называемые генерационные фонды. В зависимости от возраста человека, его сбережения были переведены в фонд с подходящим уровнем риска, и по мере увеличения возраста инвестиционный риск пенсионных активов постепенно снижается. Так, например, деньги будущих пенсионеров в возрасте 20-40 лет находятся в фонде, где доля акций превышает 90%, а активы накапливающих к пенсии лиц в возрасте 65 лет – в фонде с долей акций менее 20%. В то время как до реформы аналогично с Эстонией и в Литве большое количество средств было инвестировано в облигации, то реформа силой направила выбор людей в их пользу, и доля инвестиций в акции значительно возросла.
Пенсионную реформу можно провести путем сотрудничества
В Литве реформа дала людям разовую возможность при желании вернуться из системы накопительной пенсии обратно в первую ступень. Однако в Литве пенсионные накопления нельзя снимать и расходовать в любое время и независимо от возраста. Реформа была проведена путем выслушивания экспертов и привлечения сторон. Вместо того чтобы тратить энергию и административные ресурсы государственного аппарата и частного сектора на то, как распределить собранные сбережения, основное внимание было уделено главному – как заставить сбережения приносить большую доходность.
В краткосрочной перспективе результаты уже можно увидеть в доходности пенсионных активов 2019 года, но, конечно, результат одного года очень короток в контексте накопления пенсий. Более высокая доля инвестиций в акции также означает более высокий риск, и результаты деятельности литовских фондов в будущем, вероятно, будут более скачкообразными. Основываясь на опыте развитых стран, инвестиции в акции на протяжении десятилетий были одним из лучших классов активов, приносящих более высокую прибыль, чем инфляция. Таким образом, Литва создала хорошие предпосылки для роста пенсий населения в будущем. В итоге, пенсионная реформа Литвы стала хорошим примером сотрудничества между частным и государственным секторами, а также привлечения в процесс реформирования системы всех заинтересованных сторон.
Эндрико Вырклаэв
управляющий пенсионными фондами SEB
Фондовый управляющий SEB Эндрико Вырклаэв является одним из самых опытных руководителей в сфере инвестиций в Эстонии, и посвятил этой области более 15 лет. Инвестирование для Эндрико — это и работа, и увлечение. В последние годы фокус Эндрико сосредоточен на распределении активов в пенсионных портфелях, в Эстонии он известен как эксперт в области инвестиций, наиболее горячо пропагандирующий инвестирование.