В настоящее время на макроэкономику во всем мире больше всего влияют следующие тенденции: текущий кризис здравоохранения, огромное долговое бремя развитых стран мира и старение населения (развитых стран). Если первая проблема может быть взята под контроль в связи со скорым внедрением вакцины, а вторая – по крайней мере, может быть смягчена денежной эмиссией и отрицательными реальными процентными ставками, то третью проблему можно рассматривать как в некотором роде непоколебимый мегатренд.
ООН прогнозирует, что, например, за период с 2019 до 2050 года число людей в возрасте 80 лет и старше утроится, увеличившись по всему миру со 143 миллионов до 426 миллионов человек. С возрастом экономическое поведение людей меняется, а также увеличивается их потребность в уходе. А это влияет на многие секторы экономики, такие как фармацевтика, здравоохранение, уход за престарелыми и производство товаров широкого потребления. Явно растет и нагрузка на системы пенсионного обеспечения, общественный транспорт и инфраструктуру в целом. Долгосрочный же инвестор как раз и ищет именно такие тенденции.
Почему всё больше людей живут дольше?
Ученые придерживаются самых разных мнений по поводу того, живем ли мы на самом деле дольше. Некоторые считают, что у 100-летнего человека шансы умереть такие же, как и у 40-летнего. Кроме того, считается, что максимальный возраст людей, по всей видимости, нисколько не увеличивается. Другие же ученые считают, что в 2050 году, например, в Швеции уже будет первый 120-летний житель.
Ясно одно: демографическая структура меняется, и средний возраст быстро растет как в развитых странах, так и в мире в целом. Это обусловлено в основном двумя факторами – снижением рождаемости, и постоянно растущей средней продолжительностью жизни – которые смещают границу между населением старшего и молодого возраста, причем число лиц старшего возраста быстро растет. На сегодняшний день увеличение средней продолжительности жизни обусловлено почти исключительно снижением смертности среди лиц в возрасте от 65 лет: причинами этого являются более эффективное здравоохранение и развитие медицины, улучшившиеся условия жизни и осведомленность о здоровом образе жизни.
Так называемые «болезни богатых» распространены и в странах с низким уровнем дохода
Как известно, наш современный образ жизни во многом вреден для здоровья. Мы меньше занимаемся спортом, но больше едим (особенно промышленно обработанных пищевых продуктов), а также страдаем от избыточного стресса. Люди действительно живут дольше, но и так называемые «болезни богатых» всё учащаются. По данным Агентства общественного здравоохранения Швеции, ежегодно 90 000 человек в стране заболевает болезнями, связанными с питанием и физическим бездействием. Например, В Швеции половина всех взрослых имеют избыточный вес или страдают ожирением – по сравнению с 1980-ми годами это число удвоилось. Еще быстрее эта тенденция ускоряется среди старших школьников; доля учеников, страдающих ожирением, с 1990-х годов также удвоилась. По словам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта тенденция наблюдается во всем мире, и организация считает, что избыточный вес или ожирение больше нельзя классифицировать как проблему, распространенную только лишь в развитых странах мира. В настоящее время она всё чаще встречается в странах с низким и средним уровнем дохода.
Довольно мрачная ситуация царит и в отношении психологического благополучия. Из отчета Национального совета здравоохранения и социального обеспечения Швеции за 2018 год видно, что количество выписанных рецептов на антидепрессанты явно растет, в том числе всё большая часть из них выписывается детям (в основном девочкам). На данный момент мы не знаем, как это повлияет на них и на общество в целом, когда они через несколько лет выйдут на рынок труда.
Тем не менее, осведомленность потребителей о долгосрочных последствиях современного нам образа жизни растет. Натуральные, органические и здоровые продукты питания становятся все более доступными. Исследования также показывают, что более 75 процентов людей по всему миру готовы платить более высокие цены за здоровое питание; то же самое относится и к тренировкам. В настоящее время физическую активность можно назначать в дополнение к лекарствам или, в некоторых случаях, вместо них. Растет и рынок пищевых добавок; например, в 2019 году шведы потратили на такую продукцию более 5,5 миллиарда крон (около 530 миллионов евро), а в соседних странах, Норвегии и Финляндии, среднее потребление пищевых добавок более чем вдвое выше, чем в Швеции. Эта тенденция – в отношении питания, тренировок и общего образа жизни – очевидно, сохранится.
Старение населения как непоколебимый мегатренд
Хорошая новость заключается в том, что люди живут дольше, однако, учитывая падение рождаемости в странах с развитой экономикой, это также означает и то, что меньшее число людей должно будет поддерживать большее число пенсионеров, поскольку доля населения трудоспособного возраста снижается. Роботы, как и прочие цифровые решения, в определенном смысле помогут облегчить это. Вопрос лишь в том – в какой степени. При этом, опять же, старение населения поддерживает общую тенденцию к автоматизации.
В описываемом контексте медицинская технология также обладает высоким потенциалом. Всемирная организация здравоохранения определяет это как организованное применение знаний и умений в виде оборудования, лекарственных препаратов, вакцин, процедур и систем, разработанных для решения проблем со здоровьем или для повышения качества жизни. С помощью искусственного интеллекта врачи могут быстрее поставить пациенту диагноз и скорректировать планы лечения, что означает больше свободного времени для работников и снижение риска неправильной диагностики. Кроме того, искусственный интеллект позволяет обрабатывать большие объемы данных, что должно ускорить разработку лекарственных препаратов. Например, при помощи 3D-печати можно рентабельно производить медицинскую технику в небольшом объеме. С помощью роботов и дронов можно обнаруживать и обследовать людей, у которых имеются симптомы заболевания, не подвергаясь риску заражения.
Что должен учитывать инвестор?
С учетом стареющего населения во всем мире и особенно в развитых странах, на наш взгляд, целый ряд сфер деятельности имеет долгосрочный инвестиционный потенциал.
Средняя продолжительность жизни и расходы страны на здравоохранение как минимум до определенного уровня тесно взаимосвязаны.
Кроме того, прогнозы показывают, что такие страны, как США и Швейцария, в ближайшие 50 лет будут тратить половину своего ВВП на здравоохранение. Таким образом, старение населения – это тенденция, которая направляет инвестиции в здравоохранение, автоматизацию и удовлетворение растущей потребности в уходе за людьми. По нашей оценке, долгосрочному инвестору стоило бы присмотреться к этим сферам деятельности.
Пеэтер Коппель
Стратег приватного банковского обслуживания SEB