Всё чаще говорят о трехбуквенных аббревиатурах ESG (англ. environment, social, governance – экологические, социальные и управленческие факторы) и SRI (англ. socially responsible investment – социально ответственные инвестиции), но какое влияние они оказывают на мир инвестиций?
Волшебные термины
ESG — это этическая деятельность в экологических, социальных и управленческих вопросах. Например, оценивается, насколько деятельность компаний загрязняет окружающую среду и насколько соблюдаются принципы этичного обращения с рабочей силой, клиентами и партнерами. Также смотрят, насколько прозрачной является деятельность руководства. Маловероятно, что люди, обеспокоенные состоянием окружающей среды, хотели бы вложить свои деньги в ценные бумаги компании, зная, что показатель ESG компании является низким, поскольку она небрежно использует природные ресурсы и не предпринимает ничего, чтобы труба завода дымила поменьше.
Из SRI или социально ответственного инвестирования исключены традиционные «греховные индустрии» (sin stock), производство алкоголя и табака, оборонная промышленность (оружие), азартные игры и секс-индустрия. Хотя компании, работающие в этих отраслях, могут скрупулезно придерживаться принципов ESG в своей работе, они не подходят к SRI просто из-за своей сферы деятельности. Пивоваренный завод, к примеру, может ограничить использование воды в процессе производства, закупать сырье у органических производителей, выделять средства на кампании о вождении в трезвом виде, но он всё равно останется производителем алкоголя и останется за пределами социально ответственного инвестирования.
Оплачивает ли инвестор экологическую сознательность? Раньше это было так …
Мы знаем, что экологическая сознательность стоит денег. В магазине биоразлагаемый пакет стоит денег. «Зеленое» электричество дороже. Будет ли доходность инвестиций с высокой оценкой ESG также ниже, чем у «обычной»? Должен ли инвестор покрывать затраты предпринимателя, совершенные на показатель ESG?
Несколько десятилетий назад это было общим убеждением, поскольку фильтр, установленный на дымовой трубе, или создание спортивных сооружений для сотрудников, стоят денег, а это, в свою очередь, снижает доходы компании, и, вероятно, тормозит рост цен на акции. Социально ответственная инвестиция означала для многих инвесторов снижение доходности по сравнению с похожим эмитентом, но меньше внимания обращающим на вопросы ESG. Распространенным и общепринятым отношением было избегание таких «зеленых» инвестиций.
Но сегодня настроения изменились
Всё больше внимания уделяется подгруппе SRI – импакт-инвестированию, которое является инвестиционной деятельностью с очень «зеленым» оттенком, где инвестирование происходит лишь в те эмитенты, чья деятельность направлена не только на получение денежной прибыли, но и на положительное воздействие на окружающую среду и увеличение этичности социальной сферы. Эта категория включает в себя, например, инвестиции в компании, производящие ветровую или солнечную энергию, или заводы, производящие ветрогенераторы или инициирующие, или, по крайней мере, поддерживающие программы, направленные на повышение качества жизни общества.
Молодежь заботится об окружающей среде
Поколение миллениалов выросло и всё больше денег переходит в их руки. Деньги, которые желают быть инвестированы поколением, имеющим цифровые навыки, экологическую сознательность и ценящем гибкие условия труда. Поэтому вполне вероятно, что при выборе личных инвестиций они уделят теме ESG больше внимания, чем их родители, и что сознательный выбор применяющих принципы ESG компаний, и сознательное игнорирование не делающих это, оставит в будущем более глубокий след на ценах соответствующих ценных бумаг.
Целью SEB также стало преследование основных принципов ответственного инвестирования, что в этой сфере выражается примерно тремя основными принципами поведения:
- Исключение из своего портфеля неподходящих, загрязняющих окружающую среду и приносящих вред обществу предприятий;
- Предпочтение предприятий поддерживающих устойчивое развитие и природоохрану;
- Способствование более «зеленого» поведения предприятия в сотрудничестве с акционерами и руководством.
Пеэтер Шамардин
Руководитель по развитию бизнеса AS SEB Varahaldus