Cпад инфляции - это нечто новое для семей Балтии
В 2000-х годах жители стран Балтии пережили значительный рост цен, который продолжился и после экономического кризиса. Проведенный SEB новый Экономический анализ домохозяйств Балтии (Baltic Household Outlook) показывает, что начиная с 2014 года семьи Балтии при принятии своих экономических решений должны, прежде всего учитывать, близкое к нулю или даже отрицательное изменение потребительских цен.
Накануне экономического кризиса, когда средний уровень инфляции в Европейском Союзе составлял лишь 3,7 процента, в странах Балтии инфляция превышала 10-процентный уровень (в Эстонии 10,6, в Латвии 15,3 и в Литве 11,1 процента). После экономического кризиса цены в странах Балтии продолжали расти быстрее, чем в среднем в Евросоюзе. В 2011 году средний уровень инфляции в Европейском Союзе составил 3,1 процента, в то время как в Эстонии, Латвии и Литве этот показатель был на уровне 5,1, 4,2 и 4,1 процентов, соответственно.
С 2014 года ситуация изменилась: цены в странах Балтии выросли меньше, чем в среднем в Европейском Союзе (0,6 процента) – в Эстонии на 0,5 и в Литве на 0,2 процента. В отличие от быстрого роста цен, более низкий уровень инфляции на руку прежде всего людям с невысокими зарплатами.
Заемщики не могут более рассчитывать на положительное влияние инфляции
Приостановка роста цен повлияла и на положение заемщиков. Поскольку в 2000-х годах уровень инфляции превышал процентные ставки по жилищному кредиту, то семьи фактически не платили проценты по кредитам. Вследствие быстрого роста потребительских цен постоянно снижалась как реальная величина обязательств по кредитам, так и стоимость платежей в погашение кредита. Например, покупательная способность взятых в кредит в конце 2000 года 100 евро составляла, с учетом изменения потребительских цен, в Латвии лишь 55 евро, в Эстонии 58 евро и в Литве 68 евро, что означает, что возвращать приходилось значительно меньше, чем было в действительности взято в кредит. Благодаря быстрому росту инфляции в 2000-х кредиты приобрели привлекательность, поскольку вместе с ценами росли и зарплаты.
В 2015 году заемщики не могут более рассчитывать на уменьшение реальной величины своих кредитных обязательств, поскольку при неизменных или даже снижающихся ценах приходится выплачивать всю взятую в кредит сумму, то есть покупательная способность расходуемых на платежи в погашение кредита денег даже больше стоимости той же суммы на момент получения кредита. «Низкий уровень инфляции должен сделать нас более осторожными в отношении взятия кредитов. В то же время, поскольку экономическая неуверенность снизилась, сегодняшние низкие номинальные процентные ставки для потенциальных заемщиков привлекательнее, чем высокие процентные ставки при высоком уровне инфляции даже в ситуации, когда с учетом изменения покупательной способности денег реальные процентные ставки имели отрицательные значения,» - комментирует финансовый эксперт SEB Трийн Мессимас.
Высокая инфляция увеличивает, в первую очередь, экономическую неуверенность семей, оказывая влияние на материальное благосостояние семей с низкими доходами, поскольку рост цен на товары первой необходимости выше среднего. Хотя рост средней номинальной зарплаты превышал уровень инфляции как в преддверии кризиса, так и вскоре после него, изменение зарплаты было различным в разных секторах экономики и у работников различной квалификации.
Дополнительная информация:
Трийн Мессимас, финансовый эксперт SEB в Эстонии +372 66 55 167, triin.messimas@seb.ee
Эвелин Aллас, руководитель отдела по связям с клиентами SEB в Эстонии +372 66 55 649, +372 51 11 718, evelin.allas@seb.ee