О Нобелевской премии, неравенстве и здоровье
Присвоенная Ангусу Дитону Нобелевская премия привлекает внимание к тому, что, кроме экономического неравенства, благосостояние человека подвержено влиянию еще более важного актива - здоровья. Как вместе с экономическим развитием улучшились показатели состояния здоровья в Эстонии?
На уходящей неделе стало известно имя лауреата Нобелевской премии нынешнего года, которым оказался профессор Принстонского университета Ангус Дитон. На присуждение премии неизбежно влияют тренды экономической науки, и сферы исследования Дитона - бедность, неравенство, экономика развития - уже давно являются объектами пристального внимания. Хорошим примером популярности тематики неравенства является, например, вышедшая в 2013 году книга Томаса Пиккети «Капитал в 21 веке», которая, несмотря на научно-экономический текст объемом в 700 страниц, продавалась так же успешно, как любовный роман. Большим плюсом Дитона считается политически нейтральный взгляд на неравенство - в своей работе он не пытается встать на чью-либо сторону, а анализирует с трезвым рационализмом как положительные, так и отрицательные последствия экономического развития. По словам самого Дитона, зачастую неравенство является последствием процесса - все не могут одновременно разбогатеть и наслаждаться плодами великого благосостояния.
Очевидно, Дитон не завоевал благосклонности сторонников оказания помощи в целях развития. Он произвел фурор, проанализировав оказываемую в мире помощь в целях развития, которую он считает источником скорее вреда, чем пользы. По оценке Дитона, развитию бедных стран препятствует не нехватка денег, а слабая государственная власть. В странах, где демократия и/или учреждения не работают, как материальная, так и прочая нематериальная помощь, бесспорно, зачастую попадает не к народу, а в руки власть имущих, которые распределяют и используют её по своему усмотрению. Денежные пособия мотивируют нечестных правителей и дальше оставаться у руля. Материальная помощь из-за границы не мотивирует госаппарат заниматься улучшением сбора налогов, и поскольку разворовываются деньги из других источников, а не народные, можно не ожидать масштабных протестов.
В увидевшем свет в один год с «Капиталом» Пиккета великом произведении, название которого на русский можно перевести как «Большой побег: истинные причины здоровья, богатства и неравенства», Дитон сосредотачивает внимание на экономическом прогрессе стран и избавлении от бедности, которая принесла с собой и рост неравенства. Говоря о подходе Дитона, стоит заметить, что вместо того, чтобы сосредотачиваться исключительно на теме денег, он рассматривает равенство более широко, обращая внимание на здоровье и более высокую продолжительность жизни. В самом деле - какая радость от денег, если ты умрешь в возрасте 50 лет или будешь тяжело болеть? По примеру Дитона, спросим, как, кроме экономических показателей, Эстония соотносится с Европой с точки зрения прочих факторов, определяющих качество человеческой жизни?
Очевидно, немногие могут поспорить с тем, что с экономической точки зрения Эстония дотягивается до уровня западных стран. Быстрое развитие было характерно не только для 90-х, но и для последнего десятилетия. Если скорректированный с учетом покупательной способности ВВП на душу населения в 2004 году составлял 55% от среднего показателя государств - членов Европейского Союза, то в прошлом году - уже 73%. До наших северных соседей Финляндии и Швеции нам еще далеко, их показатели превышают средний по Евросоюзу соответственно на 10% и 24%, однако, по крайней мере, Финляндия в течение десяти лет спустилась даже ниже среднего показателя.
С точки зрения ВВП, благосостояние государства выросло, а как обстоят дела с бедностью? Одним из важных показателей бедности считается доля людей, живущих в условиях глубокой бедности. Этот драматично звучащий показатель, по сути, отражает то, сколько людей должны жить без удобств, к которым привыкла большая часть населения. По определению это люди, которые не могут себе позволить, по крайней мере, четыре из следующих благ: оплачивать аренду или коммунальные услуги, отапливать жилье в достаточной степени, справляться с неожиданными расходами, есть через день мясо или рыбу, неделю отдыхать вне дома, машину, телевизор, стиральную машину, телефон. Удельный вес таких людей в Эстонии в годы бума снижался очень быстро, но в 2010-2012 гг. снова вырос почти до 10%. Быстрый рост зарплат и снижение безработицы в последние годы значительно уменьшили число людей, находящихся в тяжелом материальном положении - в 2014 году их было 6%. В то же время внимания заслуживает то, что, по крайней мере, в течение последних 10 лет число живущих в бедности людей было ниже среднего по Евросоюзу практически во все годы. В благополучных странах Скандинавии Финляндии и Швеции удельный вес живущих без материального достатка людей, естественно, ниже, 2-3%.
Говоря о конвергенции значимых для Дитона показателях в области состояния здоровья, стоит отметить: смертность среди новорожденных, еще в начале 2000-х находившаяся в Эстонии на постыдно высоком уровне, снизилась до уровня стран Скандинавии, оказавшись даже ниже соответствующего показателя Швеции. Заметное повысилась также средняя продолжительность жизни населения Эстонии. Если до 1990 года средний житель Эстонии умирал в возрасте 69 лет, то швед доживал до 78. И сегодня средняя родолжительность жизни в Эстонии еще серьезно не дотягивает до уровня Скандинавии, однако разница значительно уменьшилась: в 2013 году средняя продолжительность жизни в Швеции составляла 82 года, в Финляндии - 81 год, а в Эстонии - 76 лет. Следующий показатель, к конвергенции которого со странами Скандинавии Эстония должна стремиться, - продолжительность здоровой жизни. Если в Швеции мужчины проживают здоровыми в среднем 71 год, то в Эстонии - всего 51. Улучшение этого показателя важно не только на уровне индивидуума, но и существенно повлияло бы также на рынок труда и расходы на социальную помощь и здравоохранение в Эстонии.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB
Эвелин Аллас
руководитель по связям с общественностью
дивизион маркетинга и связей с общественностью
SEB
телефон +372 665 5649
мобильный +372 511 1718
адрес Торнимяэ 2, 15010 Таллинн
электронная почта evelin.allas@seb.ee
www.seb.ee