Успехи деревообрабатывающей и мебельной промышленности не смогли затормозить спад промышленной продукции.
Промышленная продукция уменьшается, хорошо дела идут в деревообрабатывающей и мебельной промышленности
Опубликованные сегодня показатели объемов промышленной продукции свидетельствуют о продолжении прежней тенденции: индекс объема промышленной продукции снизился в сентябре на 4%. Существенно сократившееся летом производство электроэнергии, которое оказало отрицательное влияние на объем промышленной продукции, продолжало снижаться и в сентябре, но более медленными темпами. Сентябрь выдался более тяжелым, чем предыдущие месяцы, именно для обрабатывающей промышленности, где объем продукции снизился на 4%. Среди промышленных секторов с наибольшим доходом от продажи объем продукции снизился в электронной промышленности (-7%) и в пищевой промышленности (-1%). Сентябрь же стал и одним из наиболее успешных месяцев года для такого крупного сектора, как деревообрабатывающая промышленность, в которой объем продукции увеличился на целых 11%. Хорошо шли дела и в мебельной промышленности, где увеличение объема продукции составило 8%. В другой показывающей в этом году хорошие результаты крупной отрасли промышленности, производстве металлических изделий, объем хотя и вырос, но очень незначительно. Из других важнейших отраслей деятельности наибольшее отрицательное влияние на индекс объема промышленной продукции оказало производство химикатов и химических продуктов (например, удобрения, многие строительные материалы), где объем продукции по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился более чем на одну пятую. Очевидно, на положение в отрасли немало повлияло закрытие крупного производства удобрений в Ида-Вирумаа. Существенно снизилось в сентябре также производство прочих неметаллических минеральных продуктов (-9%), что касается главным образом промышленности стройматериалов. Не лучшим образом обстояли дела и во многих других отраслях промышленности, что и дало в итоге столь значительный спад в сентябре. В итоге можно сказать, что третий квартал года для обрабатывающей промышленности выдался отнюдь не радостным. Проблемы с ростом объема продаж наблюдаются во многих отраслях, что обусловлено в основном низким внешним спросом. По предварительным данным, по сравнению с сентябрем 2014 года продажа продукции на экспорт уменьшилась на 10%. В то же время есть и отрасли, показавшие в этом году очень хорошие результаты, наиболее значимым можно считать быстрый и стабильный рост в деревообрабатывающей и мебельной промышленности.
Рост розничной торговли в 2016 году, вероятно, немного замедлится
Признаков снижения спроса в розничной торговле не заметно. Индекс объема розничной торговли вырос в сентябре на 9%. Согласно данным Департамента статистики, всего было продано товаров на 422 миллиона евро, то есть на 322 евро на каждого жителя. По-прежнему быстрый рост демонстрировали в сентябре торговля по почте и по интернету (+37%), где показатели почтовой торговли, скорее, снижают общий результат. Быстрее всего объемы продаж росли в других специализированных магазинах (напр., книжные магазины, магазины спорттоваров и т.д.) – 42%. Заметно увеличился объем розничных продаж и в таких традиционных сферах торговли, как магазины промтоваров (+17%) и продтоваров (+4%). С большой вероятностью можно ожидать, что новый год станет для розничной торговли более спокойным – ослабевает влияние снижения цен на топливо, а это приведет к сокращению роста реальной заработной платы. Кроме того, перестанет сказываться воздействие единовременного снижения правительством ставки подоходного налога и увеличения детских пособий.
Низкие процентные ставки снижают интерес к срочным вкладам
Как известно, быстрый рост зарплат в течение последнего года привел к значительному увеличению потребления домохозяйствами. Люди стали не только больше тратить, но и начали копить деньги – вклады частных лиц растут в стабильном темпе, в среднем на 8%, уже с начала 2014 года. Правда, произошло заметное изменение предпочтений вкладчиков. В период экономического кризиса, с конца 2008 года до конца 2011 года, объем срочных вкладов превышал стоимость сбережений, находящихся на расчетных счетах. К сегодняшнему дню удельный вес срочных вкладов снизился менее чем на треть по всем вкладам домохозяйств. Хранить деньги на срочных вкладах людей мотивируют, несомненно, выплачиваемые проценты, а они к настоящему времени упали до очень низкого уровня. В то же время зависимость изменения объемов срочных вкладов от процентной ставки не столь однозначна, это указывает на то, что на тактику депонирования оказывают влияние и другие факторы. Риск потерять работу заставил людей усерднее прежнего откладывать деньги, те же люди, которые частично либо полностью лишились дохода, вынуждены были тратить имеющиеся накопления, используя в первую очередь накопленные на текущем банковском счете суммы. Известное влияние может оказывать и безопасность вкладов: в нестабильные времена срочный вклад представляет собой одну из немногих возможностей обеспечить гарантированную доходность своих сбережений.
Инвестиции в научную и прикладную деятельность снизились
Помимо обычной промышленной и торговой статистики в эту пятницу были опубликованы также интересные цифры по научной и прикладной деятельности в Эстонии (T&A), именно они должны в долгосрочной перспективе способствовать созданию большей добавленной стоимости продукции. На международном уровне один из наиболее выразительных показателей - доля расходов на T&A от ВВП, являющаяся также одним T&A из индикаторов стратегии «Европа 2020». Эстония поставила целью выйти к 2020 году на уровень, при котором расходы на T&A составляли бы 3% от ВВП. После экономического кризиса, в 2011-2012 годах, казалось, что до этой цели, просто взглянув на цифры, рукой подать. При низком ВВП и благодаря поддержке структурных фондов Европейского союза в 2011 году соотношение расходов на T&A и валового продукта достигло 2,3%, превысив средний по Европейскому союзу показатель и выведя Эстонию на почетное шестое место. Восстановление экономики, завершение одного и начало нового периода выделения структурных средств сильно сократили это соотношение. В 2014 году Эстония потратила на T&A только 1,4% от ВВП. С одной стороны, относительное число уменьшилось вследствие быстрого экономического роста, но и затраты на T&A снизились в абсолютных суммах. Если в рекордном 2011 году в Эстонии было инвестировано в научную и прикладную деятельность 384 миллиона евро, то в 2014 году почти на 100 миллионов меньше – 286 миллионов евро. Учитывая большую зависимость от средств Европейского союза и задержки, связанные с началом нового периода выделения структурных средств, едва ли можно надеяться, что в 2015 году ситуация улучшится. Другой вопрос, как и насколько быстро сделанные инвестиции принесут реальные экономические доходы.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB
Дополнительная информация:
Маарья Гавронски
руководитель проектов по связям с общественностью
дивизион маркетинга и связей с общественностью
SEB Pank
телефон +372 665 5270
мобильный телефон +372 5656 5785
адрес Торнимяэ 2, 15010 Таллинн
электронная почта maarja.gavronski@seb.ee
www.seb.ee