Деньги сильно упали в цене
Повышение или понижение процентных ставок – не та тема, которая может заставить читателя немедленно прочесть новость. В то же время то, сколько стоят деньги, оказывает на нашу повседневную жизнь как косвенное, так и прямое влияние. Приобретая жилье в кредит, мы хотим, чтобы от суммы зарплаты банк как можно меньше забирал на погашение кредита. При накоплении денег мы опять же стремимся к тому, чтобы сумма размещенных на вкладе денег принесла максимальный дополнительный доход. Влияние низких процентных ставок ощущают сегодня как заемщики, так и вкладчики. Последовавшее за экономическим кризисом изнурительное восстановление, низкий спрос и общая неуверенность заставили центральные банки предпринять решительные шаги для оживления экономики. Формирующие финансовую политику центробанки понизили практически до нуля процентные ставки, достигавшие накануне кризиса 4-5 процентов. Финансовые решения центральных банков, как известно, оказывают влияние на весь финансовый мир, вследствие чего реальная процентная ставка, выплачиваемая по долговым обязательствам, понизилась до очень низкого уровня почти повсюду. Многие экономические аналитики, однако, обращали внимание на то, что понижение действительных, учитывающих влияние инфляции процентных ставок имело гораздо более долгосрочный характер, а это указывает на то, что причина не может крыться только в финансовом кризисе и политике центральных банков. Почему понизились процентные ставки и как это влияет на нас?
Почему понизились процентные ставки?
На вопрос о том, почему процентные ставки понизились, существуют несколько конкурирующих ответов. Один главный из них сводится к понятию, которое еще в 2005 году предыдущий глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке сделал достоянием общественности – избыток сбережений (savings glut). Цену как на товары, так и на деньги формируют спрос и предложение. Если в какой-то момент желание людей и предприятий экономить возобладает над желанием потреблять и инвестировать, из-за конкуренции понизится и процент, выплачиваемый по долговым обязательствам. Вот и в недавно появившемся исследовании ведущих мозговых центров в сфере экономики ICMB и CEPR [1] в качестве самого важного фактора называется увеличившаяся степень экономии, на которую, в свою очередь, повлияли демографические факторы. Продолжительность жизни людей благодаря медицине и лучшему уровню жизни быстро увеличилась, в то время как средний пенсионный возраст не изменился. Это означает, что после выхода на пенсию люди должны обходиться накопленными сбережениями в течение значительно большего времени, а это повысило склонность людей к экономии. На увеличение экономии повлиял и другой демографический фактор – доля людей среднего возраста в общей численности населения. В молодости доход человека обычно невелик, но он увеличивается с годами, достигая пика в среднем возрасте. Поскольку доля людей среднего возраста в общей численности населения возросла, больше стало и накопление. Значительное влияние оказала также интеграция Китая в глобальные финансовые рынки. В Китае с его слабой системой социальной защиты необходимость самим думать о выживании заставила людей откладывать на черный день большую часть своих доходов. Политика «одна семья - один ребенок» уменьшила поддерживающую роль семьи, заставив китайцев еще больше экономить. Вследствие открытости финансовых рынков это оказало значительное влияние на процентные ставки и в других государствах.
После экономического кризиса свой след на процентные ставки оставили также страх и неуверенность. Домохозяйства, испытавшие горький опыт, стали еще усерднее накапливать сбережения, в том числе и в Эстонии, где стоимость вкладов частных лиц растет гораздо быстрее, чем объем кредитов. Предприятия также проявляют осторожность в отношении новых инвестиций, что увеличивает разлад между спросом и предложением денег. Дополнительное давление оказывает понизившаяся готовность рисковать у накопителей-инвесторов. Спрос на возможности безопасного инвестирования, или на облигации с высоким рейтингом, привел к ситуации, в которой инвесторы готовы доплачивать за эти облигации, дабы обеспечить сохранность денег.
Каково влияние низких процентных ставок в Эстонии?
То, какое влияние оказывают низкие процентные ставки на финансовый сектор Эстонии, анализирует в последнем Обзоре финансовой стабильности Банк Эстонии. По оценке центробанка, низкие процентные ставки влияют в Эстонии, прежде всего, на доходы, получаемые банками и страховыми компаниями. Подавляющее большинство кредитов в Эстонии выдано с плавающей процентной ставкой, которая, в свою очередь, чаще всего связана с 6-месячным EURIBOR. Со снижением EURIBOR уменьшается и получаемый банками доход. В то же время процентные ставки влияют на цену денег и для самих банков, что выражается, например, в более низких процентах по вкладам. Уязвимость страховых компаний определяется тем, что их активы инвестированы преимущественно в долгосрочные облигации, зарабатываемый по которым доход с процентов заметно снизился.
Низким процентным ставкам ставят в вину также создание благоприятной почвы для появления «дутых» активов. В странах, где участие людей на финансовых рынках высоко, низкие процентные ставки по облигациям вынуждают людей брать большие риски в виде облигаций или акций сомнительной стоимости. В Эстонии возможное влияние этого риска вследствие слабо развитого рынка капитала и низкой инвестиционной активности незначительно. Тем не менее, благоприятные возможности кредитования вкупе с быстрым ростом зарплат могут угрожать стабильности рынка недвижимости. Сегодня, к счастью, ситуация остается все еще стабильной.
Сохранятся ли низкие процентные ставки?
По оценке аналитиков CEPR, нет оснований считать, что наблюдавшиеся в последние годы тенденции будут продолжаться вечно и реальные процентные ставки застынут на столь низком уровне. Во многих странах и номинальные процентные ставки близки к нулю, а действительная процентная ставка может понизиться только из-за более высокой инфляции. Различные силы, которые привели действительные процентные ставки к падению, по всей видимости, в будущем изменят вектор своего воздействия. Большое число домохозяйств с высоким уровнем накопления, находящихся сейчас в среднем возрасте, вскоре достигнут пенсионного возраста и начнут тратить сбережения. Замедляется и поток китайских накоплений на финансовые рынки, потому что ориентированная на экспорт экономика Китая разворачивается в сторону экономической модели, основанной на внутреннем потреблении. Под большим вопросом сроки, в течение которых процентные ставки восстановятся, так как здесь свое слово в проведении финансовой и бюджетной политики предстоит сказать и центробанкам, и правительствам.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB
Эвелин Аллас
руководитель по связям с общественностью
дивизион маркетинга и связей с общественностью
SEB
телефон +372 665 5649
мобильный +372 511 1718
адрес Торнимяэ 2, 15010 Таллинн
электронная почта evelin.allas@seb.ee
www.seb.ee