Михкель Нестор: Цены на нефть имеют потенциал роста
Бойкот российской нефти создал на рынке пробел, который трудно заполнить. В результате цены на нефть по-прежнему, похоже, имеют приличный потенциал роста. Конечно, это повлечет за собой последствия для экономики.
Бойкот российской нефти
Пока европейские лидеры спорят о том, стоит ли и в какой степени ограничивать импорт нефти из России, рынок уже принял решение – покупатели просто бойкотируют российскую нефть. Правда, на данный момент в Европу из России прибыло еще несколько нефтеналивных танкеров, однако это отражает давно заключенные сделки, которые сейчас просто реализовались. Новых заказов на российскую нефть из западного мира не будет, отменены и несколько ранее запланированных на апрель поставок. Хотя за этим решением, безусловно, стоят моральные категории, ограничения на покупку российской нефти накладывает, прежде всего, страх посредников, что в конечном итоге ее будет невозможно перепродать. Ведь Великобритания и США уже запретили импорт российской нефти, и такой исход нельзя окончательно исключить и для Европы. В довершение всего в последние недели нередки были случаи, когда портовые работники просто отказывались обслуживать суда, перевозящие российские товары. Проще не рисковать.
Были предприняты попытки компенсировать нехватку покупателей низкой ценой. А именно, нефть марки Ural в настоящее время торгуется с дисконтом более 30 долларов по сравнению с нефтью марки Brent. В то время как по состоянию на 24 марта рынок был готов платить почти 120 долларов за баррель за нефть марки Brent, уральская нефть ожидала покупателей менее чем за 90 долларов.
Добыча нефти в России снижается
Бойкот крупнейшего в мире экспортера нефтепродуктов, конечно, не пройдет без последствий. По состоянию на декабрь 2021 года Россия экспортировала около 8 млн баррелей нефтепродуктов в сутки, около двух третей из которых составляла сырая нефть. Что еще более важно, 60% экспорта шло в Европу, в то время как доля Китая ограничивалась 20%. Теперь, когда никто в Европе больше не хочет покупать российскую нефть, российские нефтехранилища, согласно прогнозам, заполнятся уже в апреле. А если нефть некуда девать, добычу придется остановить. Поскольку крупные иностранные нефтяные компании уходят с российского рынка, инвестиции в новые производственные мощности также резко упадут, а предложение российской нефти будет оставаться на низком уровне в течение длительного периода времени. Международное энергетическое агентство уже предупредило о падении мировой добычи нефти, что сместит баланс спроса и предложения и грозит значительным повышением цен. Удивительно, но цены на нефтяные фьючерсы, похоже, еще недостаточно отражают это. Контракты на осень 2022 года торгуются на отметке приблизительно 100 долларов за баррель, а дальше уровень цен становится еще более выгодным. Отчасти ставка, похоже, делается на то, что российская нефть все же каким-то образом попадает на рынок через Китай и Индию, но спрос там не в состоянии компенсировать объемы, которые не покупают западные страны.
Российской нефти трудно найти замену
В предыдущие годы рост цен сгладил нефтяной сектор США, где, согласно рыночной ситуации, производители увеличили добычу сланцевой нефти. Однако на этот раз аналитики считают, что вклад американских производителей в выход из кризиса будет скудным. А именно, одной из причин, по которой американское производство смогло быстро нагнать спрос в прошлом, было сверхоптимистичное кредитование производителей, что позволило финансировать новые проекты. Однако, поскольку чрезмерное кредитование преподало болезненные уроки, производители нефти стали значительно более осторожными в отношении риска и финансировать инвестиции скорее за счет текущих доходов, сохраняя разумную линию в привлечении внешнего капитала. Кроме того, рост добычи не мог произойти в одночасье: эксперты, по оценкам, говорят о сроке в 6 - 18 месяцев.
Нет также никакой надежды на то, что другие нефтедобывающие страны увеличат поставки. Резервные мощности стран ОПЕК+ в настоящее время оцениваются в 2,7 миллиона баррелей в сутки. Если новая ядерная сделка с Ираном будет заключена, последний может добавить на рынок еще 1,3 миллиона баррелей. Учитывая объем добычи российской нефти в 8 миллионов баррелей в сутки, полностью заменить российскую нефть невозможно.
Где предел роста цен?
В ситуации, когда спрос на нефть превышает предложение, ее цена в конечном итоге неизбежно вырастет. Конечно, никто точно не знает, на сколько, но эксперты в этой области сходятся во мнении, что сегодняшняя цена не отражает реальность, будучи слишком низкой. В то время как Brent сегодня торгуется на уровне 120 долларов за баррель, новые прогнозы аналитиков лежат в диапазоне 150-200 долларов. Такой уровень цен означает, что в более бедных странах потребителям придется серьезно экономить на топливе. Рост цен на нефть представляет собой самую большую угрозу для развивающихся стран, которые, помимо высоких цен на нефть, также страдают от роста цен на продовольствие. В последний раз, когда нефть достигала подобного уровня цен в 2014 году, за ней последовала масштабная волна протестов – «арабская весна».
Хотя Эстонию можно считать относительно процветающей страной, для нас рост цен на топливо все же является более болезненным, чем для многих других стран Европы. В то время как в странах еврозоны на автомобильное топливо приходится в среднем чуть более 4% потребительских расходов домашних хозяйств, в Эстонии почти 6%. Кроме того, дорогое топливо влияет и на многие другие сферы жизни. При этом акциз на топливо сегодня уже достаточно низок, и его возможное снижение не приведет к однозначной цифре инфляции.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB