Михкель Нестор: Какое влияние на рынок труда Эстонии окажет повышение с 2022 года минимальной зарплаты?
Минимальная заработная плата и Нобелевская премия по экономике
Нобелевский лауреат по экономике этого года был удостоен награды, в частности, за то, что доказал: повышение минимальной заработной платы не обязательно негативно сказывается на трудовой занятости. Будем надеяться, это останется действительным и в Эстонии при резком повышении минимальной заработной платы в следующем году.
Экономика переходит от теории к практике
Заканчивается неделя вручения престижных Нобелевских премий, и наконец дело дошло до последней номинации: премии в области экономики были удостоены три экономиста – Дэвид Кард, Джошуа Дэвид Ангрист и Гвидо В.Имбенс. Они были признаны достойными Нобелевской премии за широкое использование эмпирических методов в изучение экономики труда. Суть экономической науки заключается в упрощении сложных экономических процессов и человеческого поведения до математических моделей, но иногда такой подход может слишком далеко увести от реалий жизни. Рационализация и демонстрация теоретических расчетов могут выглядеть эстетично с научной точки зрения, но проверить их достоверность в реальном мире намного сложнее. Возможно, именно поэтому в экономической науке все чаще обращаются к эмпирическим, четко измеримым исследованиям.
Похоже, это оценил и Нобелевский комитет, поскольку в 2019 году Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер были удостоены премии за экспериментальный подход в снижении глобальной бедности. Для изучения влияния помощи на развитие они проводили эксперименты, в которых к однотипным группам людей применялись разные меры, чтобы отобрать наиболее эффективные проекты помощи. В то же время этическая сторона подобных экспериментов всегда вызывает сомнения: предоставляя преимущества одной группе и лишая их «контрольную группу», мы демонстрируем неравноправный подход к людям. Проблема приобретает особую остроту, когда дело касается людей, находящихся в уязвимом положении, так что вмешательство или его отсутствие могут оказать на их жизнь очень существенное влияние. Помимо этической стороны, проведение экономических экспериментов иногда усложняется и тем, что зачастую на объект исследования воздействуют тысячи других факторов, кроме тех, которые представляют интерес для ученых.
«Естественные эксперименты» реальной жизни открывают перед учеными новые возможности
Однако время от времени сама жизнь предоставляет экономистам возможность изучать эффекты так называемых «естественных экспериментов». Благодатной основой для таких методов исследования являются, например, политические изменения, которые вступают в силу с определенного момента времени, или другие обладающие экономическими последствиями события, в которых четко различаются исследуемые лица и контрольные группы, не затронутые этими изменениями. Несколько проще проводить такие исследования в США, где штаты с очень схожей правовой, культурной и экономической средой могут слегка адаптировать для себя законодательные изменения, создавая прецеденты для анализа экономистов.
Дэвид Кард, вероятно, самый известный из ученых, получивших в этом году Нобелевскую премию по экономике, как раз и воспользовался одной из таких возможностей. Одной из самых эмоциональных тем экономических исследований является минимальная заработная плата и ее влияние на трудовую занятость. Согласно классической экономической теории, повышение минимальной заработной платы должно отражаться на занятости негативно, поскольку рост стоимости труда означает смещение вниз точки равновесия на оси «спрос – цена». В 1992 году, когда штат Нью-Джерси решил резко повысить минимальную зарплату, Карду и его коллеге Алану Крюгеру пришла в голову мысль оценить влияние этой меры на занятость в ресторанах быстрого питания по сравнению с соседним штатом Пенсильванией, в котором повышения минимальной зарплаты не было. Они пришли к неожиданному выводу, что повышение минимальной заработной платы не оказало статистически значимого негативного влияния на трудовую занятость. Эти результаты вдохновили на проведение следующих подобных исследований, которые поставили под сомнение обоснованность экономической теории, по крайней мере, в случае умеренного повышения минимальной заработной платы. Однако стоит отметить, что, как и всегда в случае общественных наук, при желании можно найти также исследования, свидетельствующие об обратном.
Какое влияние на рынок труда Эстонии окажет повышение с 2022 года минимальной зарплаты?
Исследования новоиспеченного нобелевского лауреата в области экономики сейчас могут иметь значение и для Эстонии. Как известно, в результате договоренности между работодателями и профсоюзами в следующем году минимальная заработная плата вырастет на 12%, что является самым большим повышением с 2008 года. Справедливости ради следует отметить, что это значительное повышение должно было произойти два года назад, однако неопределенность во время коронакризиса привела к тому, что в 2020 году оно не состоялось. Повышение минимальной заработной платы напрямую затронет в Эстонии около 21 000 человек, или около 3% всех работающих. Отдельный вопрос, конечно, заключается в том, скольким из них действительно придется довольствоваться минимальной зарплатой, и сколько из них получают прибавку в виде зарплаты в конвертах или дивидендов. С другой стороны, минимальная зарплата окажет влияние и на многие низкооплачиваемые рабочие места, где в результате увеличится давление заработную платы.
Ввиду отсутствия подходящей референтной группы в Эстонии трудно изучить влияние повышения минимальной зарплаты на трудовую занятость, по крайней мере, тем методом, который использовал нобелевский лауреат Кард. С учетом относительно небольшой доли работников, получающих минимальную зарплату, и высокого спроса на рабочую силу можно полагать, что повышение минимальной зарплаты на 12% вряд ли приведет к радикальным изменениям. С другой стороны, во втором квартале этого года занятость в Эстонии была на самом низком за последние годы уровне – 65,8%, и на рынке труда прежде всего сократилось количество рабочих мест с самым низким уровнем заработной платы. При этом нельзя сказать, что влияние роста заработной платы на рынок труда никак не скажется в длительной временной перспективе. Если раньше в каждом уважающем себя учреждении были должности администратора и гардеробщицы, то скоро они, похоже, останутся только в Эстонском национальном музее.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB