Михкель Нестор: Перспективы промышленности быстро ухудшаются
После долгого подъема объемы промышленного производства стали сокращаться. Резкое замедление экономического роста и ожидаемая рецессия в еврозоне не предполагают быстрого поворота к лучшему.
Объемы промышленного производства сокращаются
Согласно опубликованным на этой неделе данным, объемы производства обрабатывающей промышленности Эстонии сокращаются уже третий месяц подряд. Учитывая, что это крупнейший сектор экономики Эстонии, который до прошлого года приносил 15% всей создаваемой экономикой добавленной стоимости, эта проблема затронет нас всех. Согласно данным, скорректированным с учетом количества рабочих дней, в августе объем производства обрабатывающей промышленности оказался на 4% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Аналогичным было суммарное сокращение промышленного производства за последние три месяца. При этом наибольший вклад в сокращение производства внесли крупнейшие отрасли Эстонии — деревообрабатывающая и металлообрабатывающая промышленность. Объемы производства в обеих отраслях примерно на 10% меньше, чем в прошлом году, что никак нельзя считать незначительным снижением. Заметный спад производства произошел и в нескольких других промышленных секторах среднего масштаба, таких как производство мебели, резины, пластмасс и строительных материалов, а также химическая промышленность.
Хороших новостей относительно мало. Иными словами, отраслей, где объемы производства в последние три месяца росли, относительно немного, и они не относятся к крупным отраслям. Исключением здесь является электронная промышленность, где объемы производства в последние месяцы были примерно на 10% выше, чем год назад. Среди отраслей среднего масштаба удивительно хорошие результаты продемонстрировало также производство машин и оборудования, которое показало рост почти на двадцать процентов. Очень «сладкой» стала экономическая конъюнктура для сланцевой промышленности, где объем добычи в августе был на одну пятую выше, чем годом ранее. Помимо увеличения производства, в контексте энергетического кризиса она получает за свою продукцию очень хорошую цену.
В тени рынка недвижимости Скандинавии
Если посмотреть на список отраслей с наибольшим спадом, сразу заметна связь с событиями на рынке недвижимости Скандинавии. Высокий спрос на финском, шведском и норвежском рынках недвижимости на протяжении многих лет благоприятствовал деревообрабатывающей и мебельной промышленности Эстонии, но теперь, похоже, ветер переменился. Цены на недвижимость стали снижаться, что удерживает людей от приобретения новой недвижимости, а значит, снижает заинтересованность девелоперов в развитии новых проектов. Наиболее заметна эта тенденция в Швеции, где цены на недвижимость по сравнению с предшествующим пиком уже снизились на 9%. Ценовой спад резко ограничил объемы строительства. В первом полугодии количество новых проектов жилищного строительства в Швеции сократилось на 20%, в Финляндии — на 9%. Выдача новых разрешений на строительство также явно сокращается, а это означает, что спад грозит затянуться надолго.
Конечно, не намного лучше и новости с фронтов мировой экономики. Вполне очевидно, что в еврозоне уже начался спад, который подавляет спрос на значительно более широкий спектр товаров эстонского производства, чем мебель или строительные материалы. После Финляндии и Швеции важным пунктом назначения для эстонских товаров стала Германия, которой на этот раз грозит самое глубокое экономическое дно.
Конъюнктура — не самое страшное
С другой стороны, не стоит рисовать текущую ситуацию в чрезмерно драматических тонах. Индекс уверенности промышленных предприятий за последние несколько месяцев резко снизился, но все еще далек от минимума, которого он достиг, например, во время экономического кризиса 2008–2009 годов или коронакризиса. Кстати, на данный момент уверенность промышленных предприятий даже превышает уровень конца 2019 года, когда не было столь уж серьезного беспокойства по поводу экономики.
В целом можно сказать, что сегодня простоя пока не наблюдается ни в одной отрасли. Бурный спрос после коронакризиса по сей день обеспечил многие компании идеальным количеством заказов. Но теперь количество новых заказов резко сокращается, а это означает, что с наступлением зимы ситуация может стать слишком спокойной. Это ожидание подтверждается оценкой предпринимателей потребности в рабочей силе, данными в ходе исследований конъюнктуры. Если до недавнего времени нехватка рабочей силы была самым мощным фактором, препятствующим росту промышленных предприятий, то теперь картина изменилась. В оценке спроса на рабочую силу на следующие три месяца количество компаний, которые стремятся сократить штат, превышает количество компаний, которые хотят нанять больше работников.
Неумолимое сокращение
Если текущие проблемы промышленности связаны в первую очередь с экономическим циклом, то на более широкой картине хорошо видно, что это общая тенденция — роль промышленности в экономике Эстонии сокращается. По состоянию на второй квартал этого года обрабатывающая промышленность обеспечила чуть более 14% добавленной стоимости, созданной всей экономикой. Еще пять лет назад эта доля превышала 16%. В то же время в промышленности все еще занято слишком много людей — по состоянию на прошлый год, более 18% всех занятых. На чрезмерную трудоемкость указывает отрицательное соотношение: занятость в промышленности превышает добавленную стоимость сектора. Такая пропорция совершенно уникальна для Европы, где вклад промышленности в экономику по большей части превышает долю занятых в ней людей. Впрочем, очевидно, что доля занятых будет превышать вклад промышленности в ВВП еще долгое время. Сейчас важна не столько эффективность, сколько стабильность цепочек поставки, поэтому ни один предприниматель не спешить выводить производство из безопасной Эстонии.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB
Прослушайте также новый выпуск подкаста Nestor&Koppel: Подкасты | SEB
Дополнительная информация:
Катре Кярнер
руководитель по связям с общественностью
сегмент бизнес-клиентов
SEB Pank
Телефон +372 5560 9962
katre.karner@seb.ee