Михкель Нестор: Перспективы промышленности остаются хорошими
Хотя для промышленного сектора прошлый год закончился удачно, экономические показатели на фоне глобального бума оказались не столь впечатляющими. Есть надежда, что рост инвестиционной активности на целевых рынках Эстонии останется источником новых возможностей для экспортной отрасли в 2022 году.
Быстрый промышленный рост был медленнее, чем во многих других странах
Недавно опубликованные Департаментом статистики Эстонии данные по промышленной продукции позволяют подвести итоги 2021 года для промышленности страны. Результаты неплохие: в целом промышленные предприятия произвели в прошлом году продукции на 6,4% больше, чем в 2020 году. Здесь нужно подчеркнуть, что речь идет о росте объема производства, из которого уже вычтено влияние роста цен на товары. Если посмотреть на оборот промышленных предприятий, измеряемый в евро, то, согласно данным Налогово-таможенного департамента, в прошлом году его рост составил целых 20%.
Однако успех всегда относителен. По сравнению с остальной Европой, рост промышленности на 6,4% не слишком значителен. Данные за полный год по всем странам еще не подсчитаны, но в конце ноября рост промышленного производства был более скромным, чем в Эстонии, всего в пяти странах. В то же время в десятке стран ЕС рост объемов производства оказался двузначным. Быстрый рост в этих странах отчасти объясняется большим падением в 2020 году, после которого взлететь было несложно. Однако это, конечно же, относится не ко всем странам. Например, в Литве в 2020 году промышленное производство упало на незначительные 2%, однако в этом году объемы производства выросли там на целых 20%. Аналогичная история наблюдается и в Польше, где промышленное производство в 2021 году выросло на 15%.
Крупные отрасли промышленности добились хороших результатов
В прошлом году рост промышленного производства был относительно широким, и лишь в нескольких, довольно небольших, промышленных секторах наблюдался спад. Единственной крупной отраслью, где объемы производства значительно упали, была электронная промышленность, результаты которой в значительной степени зависят от одного крупного предприятия. С другой стороны, очень важные для эстонской экономики лесная и металлургическая отрасли выросли на добрых 10%. Однако если сравнить эти результаты, например, с литовской лесной промышленностью, то там объемы производства в прошлом году выросли на целых 30%. Росту промышленного производства Эстонии в прошлом году способствовал рост объема производства электрооборудования, а также сектор производства строительных материалов и производство прицепов и других транспортных средств, где процент роста объемов производства также оказался двузначным.
Спрос есть
Характерный для 2021 года крайний оптимизм в промышленном секторе, похоже, сохраняется. Исходя из последних исследований конъюнктуры, производители считают, что объемы производства в ближайшие три месяца будут очень высокими. Правда, по новым заказам наблюдается небольшое снижение, особенно по новым экспортным заказам, однако этот показатель остается на исторически очень высоком уровне. Глядя на происходящее на экспортных рынках, есть основания для относительного оптимизма в отношении ближайших перспектив отрасли. Тогда как во время коронакризиса производство товаров для розничных потребителей переживало бум, сейчас мы наблюдаем на наших основных целевых рынках рост инвестиций, от которого может выиграть большая часть нашей обрабатывающей промышленности.
Промышленники также слишком оптимистичны в отношении дальнейшего роста цен продажи. Немного найдется предприятий, которые не ожидали бы роста цен на свою продукцию в течение следующих трех месяцев. Индекс занятости также остается на очень высоком уровне, то есть существует множество предприятий, готовых нанимать новых работников. Смелые планы по набору персонала не удивительны. А именно, нехватка рабочей силы стала основным препятствием для роста эстонской промышленности. Конечно, наличие сырья по-прежнему является очень большой проблемой, которая, однако, меркнет перед лицом дефицита рабочих рук. Интересно и то, что в то время как дефицит производственных ресурсов создает проблемы для промышленности во всем мире, нехватка рабочей силы стала самой большой проблемой именно в странах Восточной Европы. Так, нехватка рабочей силы также была в последнее время самым большим препятствием для роста бизнеса в Латвии и Польше.
Проблемы с доступностью сырья решаются, проблемы с рабочей силой остаются
Несмотря на то, что глобальные цепи поставок все еще не упорядочились, а приобретение необходимых ресурсов в срок и по разумной цене все еще более чем затруднено, к счастью, есть и признаки оптимизма. Индекс Baltic Dry, измеряющий цену перевозки сырья на судах, упал по сравнению с осенним пиком в четыре раза, вернувшись к докризисному уровню. Наблюдается также некоторое снижение индекса сбоев в цепи поставок, который ведет Федеральная резервная система Нью-Йорка. Порты США, которые стали основным узким местом для мировой торговли, теперь работают 24 часа в сутки; Китай также пытается не закрывать свои порты, несмотря на вспышки коронавируса. Поэтому ожидается, что во втором полугодии серьезные нарушения в цепочках поставок ослабнут.
Однако крайне сложно что-либо сделать с самой серьезной проблемой отрасли – нехваткой рабочей силы. С точки зрения статистики рынка труда, определенные возможности для увеличения занятости в промышленности можно было бы изыскать – занятость в Эстонии все еще далека от восстановления до докризисного уровня, особенно среди мужского населения Северной и Северо-Восточной Эстонии. Однако те, кто недавно пытался нанимать работников, знают, что реальная жизнь, как правило, не соответствует этой информации. Что касается послаблений в отношении условий ввоза иностранной рабочей силы, то, учитывая печально известную проблему низкой производительности труда в здешней промышленности, я не уверен, насколько разумно и дальше субсидировать это слабое место.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB