Михкель Нестор: В промышленности спрос высок, но не хватает рабочих рук
Экономические показатели в промышленной сфере в последние месяцы были впечатляющими и могли бы оказаться еще лучше, если бы хватало материалов и рабочих рук.
Промышленность на подъеме
Промышленный рост не показывает признаков замедления. Согласно последним опубликованным данным, промышленное производство, с учетом поправки на количество рабочих дней, в сентябре выросло почти на 9 %. Рост отрасли в целом был быстрым уже в течение долгого времени, но впечатляющие истории успеха некоторых крупных секторов остались в тени положительных совокупных показателей. Например, в последние месяцы на пятую часть выросли объемы производства строительных материалов, такая же картина наблюдается в металлообрабатывающей промышленности, не сильно отстает от них и производство электрооборудования. Даже лесная промышленность, которая очень важна для экономики, демонстрирует двузначные показатели роста, несмотря на высокую сравнительную базу прошлого года. Среди крупных отраслей снижение объемов производства наблюдалось только в химической промышленности и производстве электронного оборудования. Тенденция к снижению в этих отраслях объясняется ослаблением коронакризиса, — по крайней мере, на глобальном уровне, вследствие чего потребность в бытовой электронике и дезинфицирующих средствах перестала быть такой острой, как в прошлом году.
Но нельзя отрицать, что некоторые сектора могли бы производить больше, чем они производят сейчас — если бы только у них было достаточно ресурсов для производства. И, конечно, по разумной цене. То же подтверждают и экономические исследования: никогда раньше такое количество промышленных компаний не упоминало доступность материалов как фактор, сдерживающий рост бизнеса. В третьем квартале этого года в обзоре промышленного барометра нехватка материалов выступает в качестве важнейшего фактора, ограничивающего рост отрасли. Однако, согласно результатам исследования за четвертый квартал, здесь наметился некоторый перелом. Согласно последнему опросу, около 25 % компаний назвали нехватку материалов основным препятствием для роста, но при этом целых 38 % основным препятствием назвали нехватку рабочей силы. В последний раз предприниматели сталкивались с проблемой серьезной нехватки рабочей силы в 2007 году.
Легче станет нескоро
Быстрого решения этой проблемы не существует. Насколько быстро разрешится глобальный кризис, когда все кажется дефицитом и все дорожает, — вопрос на миллион долларов. Те, кто вовлечен в процесс, склонны утверждать, что даже при самом оптимистичном сценарии это может произойти не раньше второй половины 2022 года, но вряд ли у кого-то есть однозначный ответ. Эта проблема слишком многогранна. Сначала повышенный спрос после выхода из кризиса, затем дисбаланс в торговле между США и остальным миром, который вызвал логистический кризис, затем рост цен на энергоносители... Кроме того, нельзя не отметить, что имеются и заинтересованные стороны, очень довольные текущей ситуацией, поскольку неспокойные времена позволяют им обдирать клиентов как липку. Ожидания клиентов также влияют на разрешение ситуации. Поскольку существует опасение, что необходимые исходные материалы не будут доступны вовремя или будут дорожать, то сейчас они будут закупаться про запас в количествах больших, чем требуется в конкретный момент, что еще более усугубит дефицит и рост цен.
Кризис рабочей силы неизбежен
Конечно, в долгосрочной перспективе нынешний кризис не представляет серьезной проблемы, а спрос и предложение вскоре снова придут к равновесию. С людьми же дела обстоят намного сложнее, ведь их не производит ни один завод. И, в отличие от товарного дефицита, ситуация на рынке труда грозит нам скорее ухудшением. Если нанести на график численность трудоспособного населения Эстонии, то серьезность ситуации станет очевидна каждому: настолько радикальны перемены, с которыми мы столкнулись. Если каждый год у нас насчитывается около 20 000 человек старше 30 лет, то 29-летних — 17 000 человек, 27-летних — уже менее 15 000 человек, а 25-летних — 13 000. Остальная молодежь остается уже в пределах 12 000. Таким образом, кадровая база работодателей в младшей возрастной группе через пару лет сократится на 40 %.
По мнению многих предпринимателей, единственным решением этой проблемы является иностранная рабочая сила. Но, как мы знаем, привлечь в Эстонию работников из третьих стран не так-то просто. И, учитывая скромные зарплаты наших заводских работников, никто из Европейского Союза приезжать сюда особо не стремится. Если опасения предпринимателей можно понять, то с социальной точки зрения необходимо серьезно задаться вопросом, разумно ли и необходимо ли привлекать работников из-за границы. Возможно, в промышленности можно обойтись меньшим количеством рабочих рук? Ведь хотя 18 % рабочей силы Эстонии занято в промышленности, она обеспечивает менее 15 % богатства, создаваемого в экономике. В других странах Европы соотношение противоположное. Проще говоря, мы выполняем слишком много работы за слишком маленькие деньги.
Больше инвестиций для активного развития бизнеса
Единственным выходом из затруднительного положения отрасли, похоже, станут инвестиции. Есть также надежда, что теперь инвестировать будут с большим энтузиазмом. Во-первых, использование производственных ресурсов достигло исторического максимума. Во-вторых, очень высокий уровень экономической уверенности промышленных компаний говорит о том, что спроса хватит надолго и что инвестиции в увеличение объемов производства окупятся. В-третьих, вырос спрос на кредиты: в третьем квартале объем новых займов в обрабатывающей промышленности увеличился на 36 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Помимо инвестиций в узкую технологическую сферу, конечно же, стоит более широко поразмыслить о том, как увеличить не только оборот, но и прибыльность. Больше внимания следует уделять разработке продукции, дизайну, маркетингу и продажам. В этом и кроются коренные проблемы низкой производительности в промышленности Эстонии, а не в том, что у нас трое стоят у станка, на котором в Финляндии работает один человек.
Михкель Нестор
экономический аналитик SEB
Дополнительная информация:
Катре Кярнер
Руководитель отдела по связям с общественностью
SEB Pank
Телефон +372 5560 9962
katre.karner@seb.ee
www.seb.ee