Роль банковского дела в поддержке предпринимательства
Банковское дело – это кровеносная система экономики, поэтому важно понимать, как финансовый сектор может своей работой поддерживать предприятия в развитии и оказывать им помощь. На вопросы отвечает член правления SEB, руководитель направления банковского обслуживания предприятий Артем Соколов.
Мы не можем игнорировать войну в Украине. Как она влияет на предприятия Эстонии?
Я привел бы четыре аспекта. Прежде всего стоит отметить рекордную инфляцию, хотя она которая возникла раньше, в силу глобальных проблем с цепями поставок, вызванными пандемией COVID. Теперь дополнительный импульс инфляции дала война в Украине, которая привела к стремительному росту цен на сырье и энергоносители. Второй – отсутствие заметного влияния войны на экспорт в силу низких объемов экспорта в Россию и Белоруссию. Что касается импорта, то есть товаров, которые закупают наши предприятия, здесь влияние несколько существенней, но все же преодолимо. В-третьих, общая инвестиционная и потребительская уверенность, которая, как ни странно, не слишком снизилась. Четвертый аспект заключается в том, что дефицит рабочей силы становится долгосрочной проблемой и, несмотря на большой приток беженцев, во многих местах ее острота не снизится ввиду отсутствия у потенциальных работников необходимых навыков. Тем не менее, если представители молодого поколения останутся в Эстонии и успешно интегрируются в общество, в долгосрочной перспективе это, безусловно, даст положительный эффект.
Пришлось ли предприятиям Эстонии корректировать свои планы из-за роста цен на энергоносители?
Несомненно. Наряду с подорожанием электроэнергии очень быстро выросли цены на газ. Основным потребителем природного газа в Эстонии является промышленность, на долю которой приходится около трети всего потребления. Хотя в Эстонии немного энергоемких отраслей, таких как производство алюминия, удобрений или целлюлозы, нынешние цены на энергоносители, очевидно, станут испытанием для местной лесной и металлургической промышленности, а также скажутся на сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, строительстве и всех остальных секторах. С другой стороны, ясно и то, что цены на энергоносители просто не могут продолжать расти такими же темпами. Однажды этому воспрепятствует предел толерантности промышленных и частных потребителей, после чего начнется сокращение потребления, что приведет к установлению естественного потолка цен. Если постараться найти в происходящем нечто положительное, то в долгосрочной перспективе нынешний ценовой шок будет способствовать не только повышению обороноспособности Европы, но и энергетической безопасности и ускорению зеленого инвестирования.
Окажет ли зеленый поворот влияние на предприятия?
Зеленая тема остается на повестке дня. В ближайшее время в Европейском союзе будет принята директива CSRD (Corporate Sustainability Reporting Directive), на основании которой еще больше предприятий должны будут представлять ежегодные отчеты об устойчивом развитии. Новые требования к отчетности вступят в силу с 2026 года и затронут приблизительно 250 эстонских предприятий. Для выполнения обязанности по отчетности эти предприятия могут запрашивать исходную информацию у своих поставщиков, каковыми зачастую являются малые предприятия. Таким образом, количество предприятий, на которые повлияют новые требования, может достичь нескольких тысяч. Банки вскоре тоже начнут запрашивать информацию о том, влияют ли на предприятие и каким образом климатические риски и какие, так сказать, зеленые меры оно предпринимает. Стратегия ESG (Environmental, Social, Governance) станет в будущем важным преимуществом при получении финансирования.
Что характерно для предприятий Эстонии в плане зеленых инвестиций по сравнению с другими странами Балтии?
Страны Балтии видят в изменении климата скорее риск, чем возможность, и в этом вопросе одна из наших задач – помочь предприятиям найти возможности, занимаясь проблемами изменения климата, получить новые конкурентные преимущества. В то же время почти 70% предприятий понимают, что (конечный) потребитель их продукции интересуется ее углеродным следом и, поскольку принцип «клиент всегда прав» вечен, это тоже побуждает предприятия действовать. Согласно последнему исследованию EIB Investment Survey, наиболее активно планируют зеленые инвестиции предприятия Литвы, где они на повестке дня более 50% компаний. За ними следуют предприятия Латвии (свыше 40%), а Эстония, где таких предприятий около 40%, занимает третье место.
Какую роль играет SEB в зеленом повороте? Что вы предлагаете предприятиям?
Роль банка состоит в том, чтобы быть для предприятий партнером и консультантом. Помогать понять различные предписания и увидеть в новых обстоятельствах не препятствия, а возможности для предприятия. Мы со своей стороны поддерживаем устремления клиентов своими зелеными продуктами, среди которых, помимо предназначенных физическим лицам зеленого жилищного кредита и банковской карточки Maisic из кукурузы, предлагаются зеленые кредиты и лизинг для предприятий. Одно из последних новшеств SEB – предложение пенсионного фонда SEB «Будущее климата».
Дополнительная информация:
Катре Кярнер
руководитель отдела по связям с общественностью
сегмент бизнес-клиентов
SEB Pank
Телефон +372 5560 9962
katre.karner@seb.ee
www.seb.ee