SEB: Энергетика в новой геополитической ситуации
Цены на энергоносители бьют рекорды
В то время, когда на Украину падают бомбы, кажется неуместным жаловаться на высокие цены на электроэнергию. Но мы не можем игнорировать тот факт, что война идет и на энергетическом рынке. С Запада летят санкции разной степени жесткости, на которые Россия отвечает угрозой полностью перекрыть краны. Однако под шумок вербальных перепалок цены продолжают расти. На момент написания статьи, например, нефть марки Brent торгуется по цене 115 долларов за баррель, а майские поставки природного газа в Европе продаются по 145 евро за мегаватт-час (МВт·ч). Правда, высокие цены на природный газ беспокоили потребителей задолго до военного вторжения России в Украину. Исторически природный газ в Европе торговался по цене 10–20 евро за МВт·ч, но в IV квартале 2021 года его цена достигла 70–80 евро с кратковременным повышением до 185 евро перед Рождеством. Однако даже это сегодня кажется мизерной суммой по сравнению с ценой, составляющей местами более 300 евро за МВт·ч.
Если это можно считать хоть каким-то утешением, аналитики считают, что в нынешнюю рекордную цену уже «заложены» значительные потенциальные сбои. Вполне реалистичный сценарий заключается в том, что газопровод «Братство», по которому в Западную Европу поступает 27% российского природного газа, из-за военных действий в Украине будет разрушен, и Европейский Союз не сможет создать достаточные запасы на следующую зиму. Конечно, если по какой-то причине поставки российского газа в Европу будут полностью прекращены, цена может вырасти еще больше. С другой стороны, нельзя исключать, что российский газ все же продолжит поступать в Европу, и в результате цена на него снизится.
Дорогой газ, дорогая электроэнергия
Поскольку природный газ в Европе является основным сырьем для производства электроэнергии, цена на нее за последние две недели также резко пошла вверх. Например, 9 марта на бирже Nordpool в Эстонии она на короткое время достигла целых 580 евро. В последние несколько дней и среднесуточная цена стремится превысить 200 евро, что еще недавно было бы полной аномалией даже на срок в один час. Цены на электроэнергию настолько высоки, что уже хочется напомнить: раньше в нашей стране считалось нормальным явлением платить около 40 евро за МВт·ч. В утешение можно сказать только, что такая ситуация наблюдается и в остальной Европе. Сланцевые запасы Эстонии внезапно стали ее козырем при производстве электроэнергии – они снова стали прибыльными благодаря снижению квот на выбросы CO2 и рекордным ценам на природный газ.
Дороговизна энергии бьет по промышленности
С другой стороны, ясно и то, что цены на энергоносители не могут продолжать расти в стабильном темпе. Где-то существует предел потребительской толерантности, за которым просто ограничивается потребление, что, в свою очередь, устанавливает естественный потолок цен. Что касается частных потребителей, то вполне вероятно, что при сохранении нынешнего уровня цен все больше европейских правительств начнут компенсировать населению рост цен. Поэтому мы можем быть уверены, что созданные в Эстонии механизмы поддержки останутся в силе и после марта. Однако для предприятий высокие цены на энергоносители представляют гораздо более серьезную проблему, особенно в обрабатывающей промышленности, которой правительства, как правило, менее мотивированы протягивать руку помощи. В Эстонии основным потребителем природного газа тоже является промышленность, которая потребляет около трети его поставок. В Эстонии мало энергоемких отраслей, таких как производство алюминия или удобрений. Нынешние цены на энергоносители, вероятно, станут испытанием и для предприятий лесной и металлургической промышленности, которые и без того уже пострадали от роста цен на сырье из-за разрыва торговых отношений с Россией.
Еврокомиссия хочет снизить зависимость от российского газа
В дискуссиях европейских политиков по-прежнему звучит мнение, что мы не можем обойтись без российского газа. В то же время Европейская комиссия выступила с предложением уже в этом году сократить импорт газа из России на две трети. Недостатком этой идеи является то, что не вполне понятно, как этого собираются достичь. В частности, в официальном сообщении подчеркивается необходимость срочно начать заполнять газовые хранилища Европы на следующую зиму, независимо от уровня цен. Обязательным условием является заполнение минимум на 90% к 1 октября. Для снижения доли России в импорте газа, по мнению Комиссии, нужно существенно увеличить закупки СПГ у других стран-производителей. В последние месяцы импорт СПГ в Европу значительно вырос, но остается под вопросом, позволят ли существующая инфраструктура и мировой флот СПГ-танкеров увеличить импорт. Эксперты также сомневаются в том, насколько бесперебойно позволят транспортировать газ из портов СПГ по всей Европе существующие трубопроводы. Это особенно касается передачи газа из Западной Европы в Восточную Европу, включая Украину. К счастью, надежность снабжения Эстонии может быть повышена благодаря газовому соединению с Польшей, которое заработает уже в начале мая, и проекту плавучего терминала СПГ в Палдиски.
Сокращение импорта газа Европой может не обязательно снизит доходы России
Однако, как ни парадоксально, ограничение импорта российского газа может оказаться неэффективным способом давления на Россию. Закупка СПГ на мировом рынке и неуверенность в том, что поставки газа в Европу будут достаточными, означают, что цена на природный газ, скорее всего, будет держаться на рекордно высоком уровне в течение всего года. Однако эта сверхвысокая цена означает, что фактически доходы России от продажи природного газа, возможно, не снизятся даже при значительном сокращении объемов экспорта. Согласно расчетам аналитического центра Bruegel, сегодня Европа платит России за поставки газа около 700 миллионов евро в день, а это в три раза больше, чем в начале года. Поэтому некоторые аналитики утверждают, что если уж браться за проблему газа, то от поставок из России следует вообще отказаться. Но даже при бесконечной готовности закупать СПГ на рынке, а также наличии инфраструктуры и некоторого везения, Европе все равно придется сократить потребление газа как минимум на 10–15%.
Сложные времена, светлое будущее?
В целом и Европу, и Эстонию ждут смутные времена. Основной сценарий на сегодняшний день заключается в том, что цены на энергоносители останутся высокими надолго. Однако если цель ограничения импорта российского газа действительно состоит в том, чтобы повлиять на действия России, то можно пойти по пути полного запрета импорта российского газа. В противном случае мы будем платить России те же деньги, что и раньше, но за значительно меньшее количество газа. В остальном европейцам почти ничего и не остается, кроме как надеяться, что Украина быстро остановит российскую агрессию. Однако очевидно и то, что европейские правительства при условии сверхмягкой денежно-кредитной политики все еще могут смягчить негативное влияние высоких цен на энергоносители на экономику. Положительная сторона происходящего заключается в том, что в долгосрочной перспективе нынешний шок повысит не только обороноспособность Европы, но и энергетическую безопасность, а также активирует «зеленое» инвестирование. Однако энергетическая свобода обойдется дорого. Как показывает история, что цена свободы часто бывает очень высокой.
Артем Соколов
руководитель отдела корпоративного банковского обслуживания SEB
Артём Соколов также выступит 16 марта на Энергетической конференции с докладом на тему «Финансирование энергетики: законодательство, потребность в финансировании и его доступность». На конференции, помимо прочих, выступят президент Керсти Кальюлайд, Ааво Кярмас (Enefit Green), Таави Вескимяги (Elering), Антс Ноот (Eesti Gaas), Прийт Койт (Utilitas) и другие.
Дополнительная информация:
Катре Кярнер
Руководитель отдела по связям с общественностью
Подразделение маркетинга и связей с общественностью
SEB Pank
Телефон +372 5560 9962
Tornimäe 2, 15010 Tallinn
katre.karner@seb.ee
www.seb.ee